Яркий штрих
к портрету Филарета добавляет архиепископ Никанор - этот неистовый фанатик,
печально прославившийся своими выступлениями против Л. Н. Толстого.
Он
благоговейно вспоминает о своем посещении Филарета, показывая его нам, так
сказать, в домашней обстановке, в которой, как в зеркале, отражаются черты
характера и образ мыслей московского митрополита.
Вот как он
вспоминает:
"Двор
митрополичьего московского дома - не великолепен, бросается в глаза
неправильностью расположения и чем-то вроде конюшен или служб... подъездная
лестница некрашеная, помнится. Прихожая поражает простотой.
Тут, в
Просительной комнате, со всех сторон глянули на меня лики святых, от времени и
по вкусу живописи мрачные. Тут полы некрашеные, мебель старая, почерневшая.
Думаю себе: "Вот оно что, вот святительская и апостольская простота! Вот
урок нашему джентельменству!
Вот он, задаваемый человеком, которого Русь привыкла считать своим
первосвятителем!"
Так я
размышлял сам с собою. Но гляжу дальше в следующую палату сквозь отворённую дверь:
нет, там не то, - полы паркетные, обои, расписанные потолки, мебель
аристократическая, стены в картинах, картины в блестящих раззолочённых рамках.
Думаю себе: "А! Расчёт... Сюда, где я, всякого принимают, а туда - высших,
избранных..."
Он долго
ожидал Филарета, наконец "... раздаются вопли и стоны кликуши: это владыка
проходит мимо неё по лестнице. Отворяются двери, входит белый клобук, чёрная
ряса, Андреевская лента. Я, как Моисей на горе Синае,
припал своим красным лицом к земле; слышу тихий,
спокойно-властный голос: "Пожалуйте", поднимая на ноги своё смирение,
вижу задняя славы замечательного человека, удаляющегося от меня тихими
немощными стопами; я пошёл вслед в покои, в которых прежде я не был.
В первом же
покое после прихожей меня поразил святительский аристократизм его: картины,
особенно две, прямо против входа, не виданного мною стиля, своим глубоким
сиянием, чудным смешением света и мглы, поражающие зрение, - окраска стен,
помнится, голубая, - аристократический беспорядок в расположении мебели".
(Архиепископ Никанор. Биографические материалы. Одесса. 1900 г.
Т. 1 стр. 303-304).
Насчёт Филарета (Дроздова): хорошо его описал в своем сочинении Н. Лесков в "Мелочи архиерейской жизни" в главе "Картинки с натуры".
От себя только добавлю, что этот Филарет весьма и весьма сожалел о том, что церковь лишилась "десятины". "Десятиной" этот "святитель" Филарет называл 1 млн. крепостных крестьян, от общего числа, принадлежавших РПЦ, которых она лишалась от реформ Александра-II. От писанины которой его и его "творение" народ прозвал "филькиной грамотой".
А вот высказывание Филарета насчёт строительства в России железных дорог:
"Митрополит Московский Филарет (1782-1867гг.) пытался противодействовать
постройке в России железных дорог, утверждая, что они наносят ущерб
религиозному рвению богомольцев: пешее хождение к «святым местам», по мнению этого религиозного деятеля, гораздо полезнее для спасения души верующего, нежели поездка по железной дороге...."