(Из статьи Шифмана И.Ш. "Во что верили древние евреи").
Особое место в израильско-иудейском политеистическом пантеоне занимал бог Яхве (вариант имени "Яху", "Яхо").
Самое его имя (оно означает "Сущий") избегали произносить: назвать бога значило,
по представлениям той эпохи - позвать его, но лицезрение его неминуемо вело к гибели.
Вместо этого говорили и читали: "Господь мой" (адонай).
Когда в середине 1 тысячелетия н.э. хранители иудейской ветхозаветной традиции изобрели специальные
знаки для обозначения гласных, они к согласным имени Яхве присоединили гласные от слова "адонай".
Тем самым они сигнализировали, что следует читать не Яхве, но Адонай.
В результате получилось никогда в действительности не существовавшее и не читавшееся "Йехова"
(в традиционном написании: Иегова). Однако имя Яхве (Яху, Яхо) продолжает существовать в таких
Монотеизм Яхве в иудейско-израильской религии возникает в результате слияния образов Яхве
собственных именах, как "Йехосеф" (т.е. Иосиф - "Яхве да прибавит"),
"Элийаху" (т.е. Илья - "мой бог - Яхве"), "Иехоханан" (т.е. - Иоанн - Иван. -- "Яхве да будет милостив").
и верховного бога Эла, причем Яхве приобретает присущие Элу черты.
Все предания, в которых речь идет об Эле, начинают восприниматься как относящиеся к Яхве,
и возникает обобщенный образ Яхвё-Элохим („Яхве-Бог"), воплощающий это неразрывное единство.
Все силы природы воспринимаются как подвластные одному Яхве и все происходящее — как происходящее по его воле.
Культы остальных богов с присущей им обрядностью сознательно искоренялись вплоть до уничтожения храмов и жречества.
В мифологии центральное место занимают псевдоисторические предания о патриархах,
мифических предках древнего Израиля и об исходе из Египта. Но и они важны здесь не сами по себе;
это, по сути, рассказ об установлении союза между Яхве и его народом, о провозглашении в
мифическом прошлом учения Яхве. „Языческие" мифы о Яхве оттесняются на задний план и постепенно забываются.