Тысячная очередь людей,
жаждущих поклониться "поясу Богородицы", опоясала храм Христа
Спасителя. Дороги вокруг церкви перекрыли. Неверующие - не все, но многие - с
уважением отнеслись к этому решению.
А как иначе? В
экономике уважение к решениям властей основывается на деле Ходорковского,
которого пинают, чтобы другим было неповадно. В
идеологии (а тут идеология, не религия) уважение внушили делом Сахаровского
центра. Госправославные имеют право на погром, а вот
их критиковать могут только такие госуполномоченные антиклерикалы, как Невзоров, и
только в четко ограниченных создателями невзоровщины
пределах.
Верующий человек
всерьез относиться к тому, что происходит вокруг фальшивой святыни, права не
имеет. Святыня фальшивая - это не обсуждается, это ясно всем. Таких фальшивых
святынь в Средние века изготовили десятки тысяч.
Вменяемый
православный знает, но молчит об этом неловком факте. Если у него есть
фальшивая святыня - прячет куда подальше, а не выставляет для поклонения,
сколько бы денег ему взамен ни предлагали.
Невменяемые
православные... они разные. Вот о. Михаил Ардов, критикующий Московскую
Патриархию и за экуменизм, и за коррупцию, и за модернизм:
Что касается подлинности
пояса Богородицы, то нет оснований сомневаться в
честности афонских монахов, и этот вопрос мы выносим "за скобки".
Как бы "за
скобками" вся жизнь не оказалась! Каждая Божественная Литургия начинается
с пения: "Не надейтеся на князя, на сыны человеческия". Включая монахов, хотя бы и афонских!
Ведь не будет о. Михаил верить тому, что говорят афонские монахи из греков о
русских монахах? А когда в начале ХХ века сами русские монахи на Афоне дрались
друг с другом на кулаках так, что царское правительство вынуждено было послать
туда полицию, кому из дерущихся следовало верить?
Простейший пример, почему
честности афонских монахов нельзя доверять: они хотят получать деньги от
Евросоюза, но не хотят выполнять условие Евросоюза и открыть Афон для посещения
женщин. Если ты такой принципиальный, так не бери денег, а если берешь деньги, то
выполняй условия, которые выставляет жертвователь.
Главное, конечно, в
другом: честность честностью, но самообмана еще никто не отменял. Невольная
ложь, неосознанные грехи - все это печальная реальность и тех веков, когда
изготавливали всяческие "пояски Богородицы", и нашего века.
Печалиться, впрочем, не следует, а противостоять - следует. Хватит с нас
собственных самообманов, зачем же еще и чужим поклоняться!
Вера в Бога
невозможна без глубокого недоверия к человеку - к человеку, который говорит,
что "Бог" всего лишь бессмысленное сочетание звуков, порождение
самообмана. Вера в Воскресение Христа невозможна без глубокого недоверия к
римским и иудейским властям, стражникам, которые клялись, что тело украдено.
Фальшивая святыня -
настоящий грех, потому что отказ от критического мышления не укрепляет веру, а
подрывает ее, открывает безбрежный простор для фальсификаций и мистификаций. И
на этом просторе русские православные живут уже третий десяток лет. При большевиках
какие-то рамки были, а теперь большевики в православных шкурах фальсифицируют
Православие, как фальсифицируют выборы - к собственной выгоде.
Фальсификацию делают
обязательной частью веры. Вот апология фальшивки из уст довольно типичного (и безусловно честного) человека:
Бог свободен от любой
обусловленности... В этом смысле важна не историческая подлинность, а явление
благодати Божией. А она зависит от Воли Божией и от веры. Это все к тому, что споры, написана ли в
апостольские времена та или иная икона, насколько подлинный пояс Богородицы, -
просто досужие словопрения, не влияющие на стяжание благодати: "не бойся,
только веруй" (Мк 5:36).
Бог свободен, но, как
верно заметил Эйнштейн, Бог не карточный шулер - хотя шулерство и обман можно
счесть проявлением свободы. "Веруй" Иисус сказал не тому, кто
усомнился в подлинности пояса Его Матери, а тому, у кого умерла дочь. Веровать
Иисус предложил в Себя, а не в пояс Богоматери. По логике "только
верою" неважно, был ли Иисус на самом деле Мессией, Сыном Божиим, Спасителем, а важно лишь веровать в это. Это логика
не веры, а неверия, причем самого худшего сорта - неверия цинического. Если
человек верует в то, что Владимирская икона написана прямо с Богородицы, то
этот человек верует ложно. Подлинна ли тогда его вера в то, что Мария родила
именно Сына Божия?
У веры, основанной на
принципе "важнее всего результат", слабое место именно результат.
Количество исцелений от фальшивых святынь не больше, а меньше
среднестатистических случаев непонятных выздоровлений. Если вполне подлинной
средневековой иконе - Владимирской - молятся как иконе первого столетия, то эта
молитва Богу не угодна и человеку вредна. Безразличие к истине равно или поздно
сказывается и в отношениях с женой или мужем, с детьми, в политических взглядах
и электоральном поведении, в бизнесе - во всем.
Господь сказал:
"Не бойся, только веруй в Меня", но не сказал: "Не ищи правды,
веруй всему, что предложит начальство или случай". Кто выносит правду за
скобки, тот обречен жить в скобках и в кавычках, где,
возможно, будут настоящие исцеления и чудеса, а вот Бога - настоящего - не
будет.
Вот и формируется
и уже сформировалась новая порода людей, которым Бог важен лишь как
источник чудес и для которых, соответственно, закрыто Евангелие, где чудеса -
лишь указатель на Бога, и если нет чудес, то Бог все равно есть и указывает на
Себя - Христом.
Священник Яков Кротов
"ГРАНИ.РУ", 22
ноября 2011 г.