Фальшивый Поясок богородицы

(Священник Яков Кротов)

Тысячная очередь людей, жаждущих поклониться "поясу Богородицы", опоясала храм Христа Спасителя

Тысячная очередь людей, жаждущих поклониться "поясу Богородицы", опоясала храм Христа Спасителя. Дороги вокруг церкви перекрыли. Неверующие - не все, но многие - с уважением отнеслись к этому решению.

 А как иначе? В экономике уважение к решениям властей основывается на деле Ходорковского, которого пинают, чтобы другим было неповадно. В идеологии (а тут идеология, не религия) уважение внушили делом Сахаровского центра. Госправославные имеют право на погром, а вот их критиковать могут только такие госуполномоченные антиклерикалы, как Невзоров, и только в четко ограниченных создателями невзоровщины пределах.

 Верующий человек всерьез относиться к тому, что происходит вокруг фальшивой святыни, права не имеет. Святыня фальшивая - это не обсуждается, это ясно всем. Таких фальшивых святынь в Средние века изготовили десятки тысяч.

 Вменяемый православный знает, но молчит об этом неловком факте. Если у него есть фальшивая святыня - прячет куда подальше, а не выставляет для поклонения, сколько бы денег ему взамен ни предлагали.

 Невменяемые православные... они разные. Вот о. Михаил Ардов, критикующий Московскую Патриархию и за экуменизм, и за коррупцию, и за модернизм:

Что касается подлинности пояса Богородицы, то нет оснований сомневаться в честности афонских монахов, и этот вопрос мы выносим "за скобки".

 Как бы "за скобками" вся жизнь не оказалась! Каждая Божественная Литургия начинается с пения: "Не надейтеся на князя, на сыны человеческия". Включая монахов, хотя бы и афонских! Ведь не будет о. Михаил верить тому, что говорят афонские монахи из греков о русских монахах? А когда в начале ХХ века сами русские монахи на Афоне дрались друг с другом на кулаках так, что царское правительство вынуждено было послать туда полицию, кому из дерущихся следовало верить?

Простейший пример, почему честности афонских монахов нельзя доверять: они хотят получать деньги от Евросоюза, но не хотят выполнять условие Евросоюза и открыть Афон для посещения женщин. Если ты такой принципиальный, так не бери денег, а если берешь деньги, то выполняй условия, которые выставляет жертвователь.

 Главное, конечно, в другом: честность честностью, но самообмана еще никто не отменял. Невольная ложь, неосознанные грехи - все это печальная реальность и тех веков, когда изготавливали всяческие "пояски Богородицы", и нашего века. Печалиться, впрочем, не следует, а противостоять - следует. Хватит с нас собственных самообманов, зачем же еще и чужим поклоняться!

 Вера в Бога невозможна без глубокого недоверия к человеку - к человеку, который говорит, что "Бог" всего лишь бессмысленное сочетание звуков, порождение самообмана. Вера в Воскресение Христа невозможна без глубокого недоверия к римским и иудейским властям, стражникам, которые клялись, что тело украдено.

Фальшивая святыня - настоящий грех, потому что отказ от критического мышления не укрепляет веру, а подрывает ее, открывает безбрежный простор для фальсификаций и мистификаций. И на этом просторе русские православные живут уже третий десяток лет. При большевиках какие-то рамки были, а теперь большевики в православных шкурах фальсифицируют Православие, как фальсифицируют выборы - к собственной выгоде.

Фальсификацию делают обязательной частью веры. Вот апология фальшивки из уст довольно типичного (и безусловно честного) человека:

Бог свободен от любой обусловленности... В этом смысле важна не историческая подлинность, а явление благодати Божией. А она зависит от Воли Божией и от веры. Это все к тому, что споры, написана ли в апостольские времена та или иная икона, насколько подлинный пояс Богородицы, - просто досужие словопрения, не влияющие на стяжание благодати: "не бойся, только веруй" (Мк 5:36).

 Бог свободен, но, как верно заметил Эйнштейн, Бог не карточный шулер - хотя шулерство и обман можно счесть проявлением свободы. "Веруй" Иисус сказал не тому, кто усомнился в подлинности пояса Его Матери, а тому, у кого умерла дочь. Веровать Иисус предложил в Себя, а не в пояс Богоматери. По логике "только верою" неважно, был ли Иисус на самом деле Мессией, Сыном Божиим, Спасителем, а важно лишь веровать в это. Это логика не веры, а неверия, причем самого худшего сорта - неверия цинического. Если человек верует в то, что Владимирская икона написана прямо с Богородицы, то этот человек верует ложно. Подлинна ли тогда его вера в то, что Мария родила именно Сына Божия?

 У веры, основанной на принципе "важнее всего результат", слабое место именно результат. Количество исцелений от фальшивых святынь не больше, а меньше среднестатистических случаев непонятных выздоровлений. Если вполне подлинной средневековой иконе - Владимирской - молятся как иконе первого столетия, то эта молитва Богу не угодна и человеку вредна. Безразличие к истине равно или поздно сказывается и в отношениях с женой или мужем, с детьми, в политических взглядах и электоральном поведении, в бизнесе - во всем.

 Господь сказал: "Не бойся, только веруй в Меня", но не сказал: "Не ищи правды, веруй всему, что предложит начальство или случай". Кто выносит правду за скобки, тот обречен жить в скобках и в кавычках, где, возможно, будут настоящие исцеления и чудеса, а вот Бога - настоящего - не будет.

Вот и формируется и уже сформировалась новая порода людей, которым Бог важен лишь как источник чудес и для которых, соответственно, закрыто Евангелие, где чудеса - лишь указатель на Бога, и если нет чудес, то Бог все равно есть и указывает на Себя - Христом.

Священник Яков Кротов

"ГРАНИУ", 22 ноября 2011 г.

 

Hosted by uCoz

А. Вассерман о боге и вере в него (видео смотреть)

Главная страница
Hosted by uCoz


Hosted by uCoz