Известно как минимум
три непорочных зачатия.
1. Лао – Цзы (современник Конфуция), перед Буддой.
Его мать Юнь – Нуй вдыхала аромат цветущей
сливы и в ее приоткрытый рот проникла частичка Солнца. В итоге чудесным образом
зачалось дитя, которое мать носила 81 год.
Когда родился ребенок
ему был уже 81 год.
2.Будда (Ситхартха
Гаутама). 560г.до н.э.
Его мать родила , зачав от слона (белого), спустившегося с неба.
3. Иешуа из Назарета,
родившийся в Вифлееме. Ну, об этом зачатии всем
известно и мы не будем сейчас тратить время на его описание.
Современные христианские конфессии
с большим почтением относятся к образу Марии – матери Иисуса Христа. Мадонна у
католиков, пречистая Дева у православных принадлежит к числу особо почитаемых
образов в христианском мире. Ей посвящены сотни храмов, множество молитв, в её
честь установлены праздничные церемонии. Но так было не всегда. Культ
Богородицы складывался постепенно, в течение нескольких столетий. Он претерпел
немало изменений в разных христианских странах. Вокруг образа Богородицы
сложились местные обычаи, в которых отразились национальные особенности
христианских конфессий.
В текстах Нового Завета образ Марии занимает довольно
скромное место. В Апокалипсисе – древнейшем документе в составе христианского
канона – женщина, рождающая в муках дитя, изображена средствами сказочной
фантастики: «Жена, облечённая в солнце; под ногами её луна, и на голове её
венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и
кричала от болей и мук рождения». Эту женщину преследует дракон, который хочет
вступить в борьбу с «прочими от семени её, сохраняющими заповеди божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа». Каких-либо
реальных черт личности эта женщина ещё не имеет.
В посланиях апостола Павла, предшествующих появлению четырёх
канонических евангелий, никаких следов почитания матери Иисуса нет. А ведь
именно этот автор во многом создал идеологию раннего христианства, заложил
основы его важнейших учений. В евангелии от Марка, считающемся самым ранним из
канонических «биографий» Иисуса, описание его рождения отсутствует, поэтому о
матери богочеловека автор упоминает редко и вскользь. Но уже в евангелиях от
Матфея и Луки отражена легенда о непорочном зачатии Марии, о рождении Иисуса от святого духа. В связи с этим начинает
выделяться образ его матери. Лука вводит эпизод благовещения – явления ангела
Деве Марии с предсказанием её зачатия от святого духа. Но о дальнейшей жизни
этой женщины – в период деятельности Иисуса, во время суда и казни – ничего не
сказано. Ни у Луки, ни у Матфея она даже не названа среди людей, которые присутствовали при распятии Иисуса. Только в евангелии от Иоанна возникла картина её
присутствия при казни сына, который поручил заботу о матери своему любимому
ученику апостолу Иоанну.
В книге Деяний апостолов Мария названа как участница совместной с апостолами
молитвы (1:14). Никаких других сведений о ней и здесь не сообщается.
Такое невнимательное отношение к Богоматери в Новом Завете
не случайно: в идеологии ранних христиан звучали призывы отречься от родных,
заменить братство по крови братством по вере. Характерен в этом отношении
эпизод, приведённый в
первых трёх евангелиях. Когда Иисусу сказали, что мать и братья
зовут его, он ответил: «Кто матерь моя и братья мои? И обозрев сидящих вокруг
себя, говорит: вот матерь моя и братья мои…» (Марк, 3: 33-34; Матфей,1: 16;
Лука, 8: 19). Сказалось также пренебрежительное отношение к женщинам в
иудейской традиции. Поэтому можно сделать вывод о том, что образ Богоматери
играл у ранних христиан эпизодическую и малозначительную роль.
Интересно, что противники христиан создали свою версию
биографии Марии. Она приведена у древнего писателя Цельса.
Ссылаясь на рассказы иудеев, Цельс пишет, что Мария была пряхой, которая родила сына от
римского солдата. Эта версия явно направлена на принижение личности Марии.
Сейчас трудно сказать, была ли у этой версии историческая основа.
Уже после возникновения новозаветных текстов в среде
христиан появились сказания, повествующие о детстве Иисуса. Они были призваны удовлетворить
растущий интерес новообращённых к личности основателя христианства. В связи с
этим появились и устные рассказы о его матери, в
которых она изображалась необыкновенным человеком. Тяга к сверхъестественному,
традиция почитания женских божеств народами
Ближнего Востока, уходящая корнями в глубокую древность, отразилась на
формировании нового облика Девы Марии у христиан восточных областей Римской
империи.
В этих сказаниях о Марии описывались её детские и девические
годы. Особенно подробно сообщается об этом в так называемом евангелии от Иакова
(не признанный церковью документ, популярный в первые века христианской эры).
Согласно этому сказанию, Мария происходит из рода древнееврейского царя Давида.
Эта версия направлена на устранение противоречия между верой в непорочное
зачатие и верой в происхождение Иисуса от царя Давида,
существовавшей среди иудеев. Но родословные у них тогда велись только по
отцовской линии, что явно свидетельствует о том, что евангелие от Иакова
сложилось за пределами Иудеи, скорее всего в городах Малой Азии, где проповедь
христианской веры имела особенный успех. В этом сочинении имеются образы
родителей Марии – престарелых Иоакима и Анны. Они
долгое время были бездетными и молили Бога о ребёнке. Ангел возвещает Анне о
предстоящем рождении дочери. Родители дают клятву посвятить её богу. Когда
Марии исполнилось три года, отец отвел её в Иерусалимский храм, где она
осталась для воспитания. Там Мария находилась до двенадцати лет. Ангелы кормили
её небесной пищей. Сочинение Иакова носит следы
греческого влияния (в мифологии греков олимпийские боги питались особой пищей –
амброзией). Далее сообщается, что храмовые жрецы по велению ангела созывают
мужчин - вдовцов, чтобы выбрать из них опекуна для Марии. Среди них был и
плотник Иосиф. Из его посоха вылетел голубь и сел ему на голову. Мария увидела
в этом знамение свыше и стала женой Иосифа. Когда Мария ожидала ребёнка, Иосиф
отвел её в храм на испытание «водою ревности». По еврейскому обычаю, женщину,
подозреваемую в неверности мужу, заставляли выпить воду, смешанную с грязью.
Если она после этого не заболевала, её считали невиновной. Мария легко проходит
испытание. Сказание закончилось рождением Иисуса, описанным в соответствии с
эпизодами из евангелий Матфея и Луки. Но в этом апокрифе есть и добавление: к
Марии, родившей в пещере, приходит женщина по имени Саломея,
которая хочет удостовериться в её девственности. В наказание за неверие Саломея была поражена сухостью руки. Она исцеляется только
после того, как по указанию ангелов прикоснулась к божественному младенцу.
Возможно, этот образ автор позаимствовал
из евангелия от
Марка. Там упомянута некая Саломея, которая среди других женщин присутствовала при
казни Иисуса (15:40).
Таким образом, сказание о юности
Марии проникнуто идеей её божественной миссии. Это нужно было руководителям
церкви для усиления общей тенденции возвеличивания Иисуса
в глазах тех, кто примкнул к христианской вере в различных районах Римской
империи, в основном грекоязычных. Евангелие от Иакова
сохранилось и на греческом, и на сирийском языках.
Кроме того, варианты этого сочинения существовали на эфиопском, коптском,
армянском, арабском языках, что показывает растущий культ Богоматери там, где
издавна существовали культы женских божеств. В Греции
это была Деметра, в Малой Азии – Кибела, в Египте – Изида. Потребность в
таком культе (в основе его – поклонение матери – защитнице и помощнице)
оставалась у людей, перешедших в христианство из традиционных языческих
культов. Церковные иерархи не признали евангелие от
Иакова каноническим (священным), так как оно слишком вольно и оригинально
передавало рассказ о рождении Иисуса, но они не запрещали людям чтение этого
сказания, поскольку оно всё-таки укрепляло христианскую веру. Впоследствии
именно рассказ о помещении юной Марии в Иерусалимский храм стал основой для
установления праздника введения во храм,
распространённого среди православных христиан.
Но
в конце II века н. э. Мария ещё не стала самостоятельной фигурой в системе
христианских догматов, хотя её уже почитали избранницей божией.
Чем шире распространялась христианская религия, тем больше она включала в себя местных традиционных
верований и тем больше «божественных» черт приписывали образу Марии. Но
находились и такие, кто сопротивлялся усилению культа Богоматери. Живший в
середине IY века епископ Кипрский Епифаний в
сочинении «Панарион» осуждал тех христиан, которые
«стараются ставить Марию вместо бога и говорят о ней, увлечённые каким-то
безумием и умоповреждением». Он писал, что Мария не
должна быть предметом поклонения: «В чести да будет Мария, но поклоняться
должно отцу и сыну и святому духу». Епифаний
ссылается на тот известный факт, что в
Новом Завете нет никаких сведений ни о
смерти, ни о погребении Марии. И действительно, этот пробел фантазия христиан
устранила только в конце IY века, когда появилось анонимное сочинение «Об
успении Марии». В нём рассказывается о последних годах жизни Богоматери, её
смерти и вознесении на небо. Автор использовал разные предания, сочинив новые
подробности с целью укрепления культа Марии. Из данного сочинения следует, что
Мария вместе с Иоанном жила какое-то время в Иерусалиме, затем переселилась в
город Эфес, где проповедовала веру в скорое второе пришествие
Иисуса. В конце жизни она вернулась в Иерусалим. Её смерть (успение)
сопровождалась чудесами: сам Иисус в сопровождении ангелов спустился на сверкающем
облаке и принял её душу. Похоронили Марию апостолы. На третий день
после её смерти апостол Фома захотел посмотреть на тело (он
не был на похоронах). Но гроб оказался пустым. Затем «отверзлись небеса» и там
оказалась Мария в своём человеческом облике. Очевидно,
автор «Успения» сочинял свой рассказ по аналогии с каноническими евангелиями.
Все обстоятельства воскресения Иисуса просто
перенесены на образ его матери. Видимо, самостоятельных преданий о
смерти Марии не существовало. Повторение «воскресения» ставило Богоматерь в
один ряд с Иисусом, что было призвано, по замыслу отцов церкви, подчеркнуть её
божественность.
IV- V века были
временем установления культа Марии в христианстве. К ней начинают
применять названия «Богородица» и «Богоматерь», восходящие к именам древних
языческих богинь. Впервые Марию наименовал так епископ Никомедии
Евсевий в середине IV века. В 431 году на соборе в
Эфесе христианские епископы официально утвердили этот статус Марии. Центром её
почитания стал именно Эфес – город, в котором в эллинистический период
находился храм в честь греческой богини Артемиды, считавшейся богиней
плодородия. В христианскую эпоху культ Артемиды
заменили культом Богородицы.
В более поздний период церковь устанавливает праздники в
честь Богородицы, приурочивая их к традиционным языческим торжествам. Так,
рождество Богородицы совпадало с началом нового года (на Ближнем Востоке это
начало сентября). Успение Богородицы праздновали в дни окончания сбора урожая,
когда крестьяне освобождались от полевых работ. Это делалось с целью
постепенного внедрения христианской
религии в традиционный образ жизни народа. Если первые христиане отвергали поклонение
идолам, то в период превращения христианской религии в государственную
идеологию церковь создаёт статуи Богородицы и приказывает чтить её как
божество. Так христианство вбирает самые стойкие религиозные традиции
древности, приспосабливая их к своему учению. Недаром один из
исследователей этой религии писал, что культ древней богини-матери
«снова ожил в культе Марии, переменив
только имя и получив христианскую окраску» (А. Древс.
Миф о деве Марии. М., 1929,
с.93).
...
431 годъ. Собор в Эфесе.
Мария после долгих споров была объявлена богоматерью. После
этого было предложено допустить её в Троицу, что казалось вполне убедительным.
Раз она была матерью бога, следовательно, нельзя же было её не признать
богиней. Но так, как Троица после этого стала бы Четверицей,
то возразили против того математики.
В этот период церковные учения начинают приукрашивать жизнь
Девы Марии различными фантастическими легендами и чудесами. Богородица была
освобождена не только от греха зачатия, но и от греха первородного. Учение о
непорочном зачатии девы Марии было принято Римско-Католической Церковью в
качестве догмы в 1854 году. Таким образом, почитание Девы Марии постепенно
превратилось в поклонение.
В средние века новое учение о Деве Марии глубоко укоренилось
в религиозной жизни народов. Во многих творениях художников того периода
человеческая мать Господа - центральная фигура, а божественное дитя как бы
отходит на второй план. Многие теологи критикуют Католическую Церковь за то,
что она возвышает человека до бога, именно ссылаясь на историю развития образа
девы Марии.
До сегодняшнего дня поклонение Деве Марии является одним из
главных пунктов догматического расхождения между православием и католицизмом, с
одной стороны, и протестантизмом - с другой.
В работе использованы материалы книги И.С.Свенцицкой «Тайные
писания первых христиан» М., 1980 г.