Порфирий (Успенский). Книга бытия моего. СПб, 1896.
Том 3.
Стр. 299-301
В тот год, когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша
египетский, находился в Иерусалиме, оказалось, что огонь, получаемый с Гроба
Господня в великую субботу, есть огонь не благодатный, а зажигаемый, как
зажигается огонь всякий. Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли
внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова или зажигается
серною спичкою.
Что же он сделал? Объявил наместникам
патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии во
время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в
случае правды будут даны им 5000 пунгов (2500000 пиастров),
а в случае лжи, пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемых
поклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге.
Наместники петроаравийский Мисаил, и назаретский митрополит
Даниил, и филадельфийский епископ Дионисий (нынешний вифлеемский)
сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил
признался, что он в кувуклии зажигает огонь от
лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у
самого Гроба Господня. После этого признания решено было
смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела, и послан
был к нему драгоман Святогробской обители, который и
поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны
христианского богослужения, и что русский император Николай будет весьма
недоволен обнаружением сих тайн.
Ибрагим паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал. Но с
этой поры святогробское духовенство уже не верит в
чудесное явление огня.
Рассказавши все это, митрополит домолвил,
что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи. Как он
ведает и может, так и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой
субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой
часовни Св. Гроба.
Мы,– продолжал он, уведомили патриарха Афанасия, жившего
тогда в Царьграде, о домогательстве Ибрагима паши, но в своем послании к нему
написали вместо "святый
свет",– "освященный огонь". Удивленный этой переменою, блаженнейший старец спросил нас: "почему вы иначе
стали называть святый огонь?". Мы открыли ему
сущую правду, но прибавили, что огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой
лампады, все-таки есть огонь священный, получаемый с места священного.